ЛОГИСТИК
спутниковая навигационная система
О компании
Подробно о СНС Логистик
Услуги
Тарифы
Возможности и применение
Мониторинг автотранспорта
Охрана автомобилей
Элементы системы
Принципы построения
Посмотреть на других сайтах

Новости компании

28.04.2008
ГЛОНАСС на 250 автобусах компании «Питеравто»
На 250 автобусах компании «Питеравто» установлены терминалы российской системы спутникового слежения ГЛОНАСС, передает корреспондент ИА «Росбалт-Петербург»

25.04.2008
Российские рыболовные суда готовы перейти с GPS на ГЛОНАСС
Российские рыболовные суда готовы перейти с американской GPS на российскую систему спутниковой навигации ГЛОНАСС, «как только это позволят возможности отечественной космической отрасли».

19.04.2008
Все Сочинские автобусы будут с ГЛОНАСС
Весь автобусный парк Сочи будет оснащен навигационным оборудованием на базе спутниковой системы ГЛОНАСС, сообщает пресс-служба Оргкомитета «Сочи-2014». Российский НИИ космического приборостроения, реализующий этот проект, планирует завершить работы до 2014 года, когда состоятся первые в истории России Олимпийские и Паралимпийские зимние игры.

07.04.2008
Спутников ГЛОНАСС будет 30 !
Роскосмос представит на рассмотрение правительства скорректированную программу развития спутниковой системы навигации ГЛОНАСС в конце апреля — начале мая. Основные параметры коррекции заключаются в увеличении группировки спутников ГЛОНАСС до 30 единиц

11.032008
Лабрадор Кони получит ошейник ГЛОНАСС летом
Первый вице-премьер Сергей Иванов признал, что сейчас есть отставания в выполнении программы ГЛОНАСС по наземной аппаратуре. Однако он обещает, что планы будут выполнены,

Архив новостей

 




Архив новостей

26.122007  На ГЛОНАСС надейся, а GPS настраивай

На ГЛОНАСС надейся, а GPS настраивай

Российские спутниковые навигаторы пока работают от американских космических аппаратов

Российский навигатор (слева) создавался еще 20 лет назад специально для армии. Таким и остался... Справа – зарубежный приемник GPS.Коллаж Екатерины Саратовой
Российский навигатор (слева) создавался еще 20 лет назад специально для армии. Таким и остался... Справа – зарубежный приемник GPS.
Коллаж Екатерины Саратовой

В минувший понедельник, открывая заседание кабинета министров, президент поинтересовался у первого вице-премьера Сергея Иванова, каковы успехи отечественной космической навигационной системы ГЛОНАСС. И когда он сможет «купить такой аппарат, чтобы оборудовать свою собаку Кони, чтобы она далеко не убегала». Вице-премьер спокойно обещал, что ошейник с навигатором собачка получит в середине 2008 года.

Кирпич на шею

С такой же легкостью Сергей Иванов мог бы посоветовать повесить Кони на шею кирпич. Во-первых, лабрадор с ним точно далеко не убежит. Во-вторых, если за полгода отечественные приборостроители и соорудят собачий навигатор, то размером, весом и навигационными свойствами он будет подобен кирпичу. Такие аппараты устанавливают сейчас на мусоровозах и других машинах коммунальных служб, чтобы диспетчер мог отследить их передвижение. Но работают они не в системе ГЛОНАСС, а в американской GPS.

Еще в начале месяца глава Роскосмоса Анатолий Перминов пообещал президенту, что «тысячу штук навигаторов забросят в магазины в 20-х числах декабря». Сотрудники «НГ» обзвонили крупнейшие торговые сети: «Белый ветер», «Эльдорадо», «М-Видео» и другие, но нигде обещанных ГЛОНАСС-приемников не обнаружили. Пришлось обратиться к производителю – НИИ космического приборостроения. Заместитель генерального директора Института космического приборостроения Александр Четыркин сообщил, что ГЛОНАСС-навигатор для автомобилистов должен поступить в продажу в начале января. Предприятие уже заключило договор с магазином «ИОН».

Российский навигатор Glospace – двухсистемный. То есть работает не только в системе ГЛОНАСС, но и в GPS, что гарантирует надежность определения координат. Снабжен цветным дисплеем производства Южной Кореи. Отпускная цена производителя – 15–18 тыс. руб. Пока не идет речи о выпуске так называемых наладонников – индивидуальных навигаторов. Видимо, это слишком наукоемкая продукция: снизить размеры прибора до карманного затруднительно.

На 25 декабря использовалось по назначению 13 космических аппаратов ГЛОНАСС. Еще три временно выведены на техобслуживание, а два – на этапе вывода из системы, то есть скоро сгорят в атмосфере. При этом два спутника из находящихся на обслуживании были запущены еще в 2001 и 2002 годах. Это значит, что они выработали ресурс. Если прибавить к ним три новых аппарата, которые должны были запустить вчера с Байконура, можно рапортовать об успешном завершении года: количество спутников системы ГЛОНАСС превысило 20! А для навигационного покрытия территории России, по утверждению вице-премьера Иванова, требуется всего 18.

Сейчас 13 действующих спутников покрывают менее 50% территории России. При этом не всегда в зоне видимости оказываются минимально необходимые три аппарата. Иногда их появления приходится ждать более двух часов. За это время любая собака может убежать невесть куда. Нужно прямо сказать: ГЛОНАСС не работает сейчас и не будет работать нормально ни к середине, ни к концу 2008 года. Запущенные спутники у нас месяцами вводятся в эксплуатацию, а потом почти сразу могут оказаться снова выведены на обслуживание. Так что пусть лабрадор Кони отдыхает.

На обочине прогресса

По информации Роскосмоса, три новых спутника войдут в строй в феврале и тогда покрытие навигационным сигналом территории России составит 95%. Звучит многообещающе, но не хватает одного слова – «круглосуточно». И пояснения, что пользоваться сигналом смогут в основном экипажи самолетов. А на земле приему будут мешать здания, бугры, откосы оврагов и т.п. Оказался один из спутников низко к горизонту – и у части потребителей сигнал пропадает.

Пока что мы видим не успехи ГЛОНАСС, а возрождение советской традиции брать повышенные обязательства, рапортовать о перевыполнении и разводить показуху. Никто не хочет говорить правду, никто не решается вслух сравнить ГЛОНАСС и GPS, чтобы хотя бы обозначить, какими параметрами должна обладать космическая группировка. Российские спутники, например, располагаются в трех орбитальных плоскостях, а американские – в шести. В чем разница? Точность российской космической навигации – 10 метров, американской – 1 метр.

Беда еще в том, что у ГЛОНАСС нет хозяина. Спутниковую группировку опекают Космические войска и Роскосмос, а наземный компонент никому не нужен. А ведь именно в нем смысл спутниковой навигации – в приемниках и контенте. Крупнейшие электронные корпорации мира вкладывают миллионы в разработку GPS-модулей (чипсетов). Это микросхемы, которые расшифровывают спутниковые сигналы, вычисляют координаты. Их стоимость снижена уже до 10–15 долл. В 2008 году почти все фото- и видеокамеры крупных производителей будут иметь встроенные GPS-навигаторы, фиксирующие координаты места съемки. На очереди мобильные телефоны, ноутбуки, электронные игры, аудиоплееры. Про ошейники для собак и кошек говорить нечего – уже имеется широкий ассортимент.

В России нет программы развития наземных компонентов ГЛОНАСС, никто за это не отвечает. Только начался перевод в электронный формат карт России, которые будут загружаться в навигаторы ГЛОНАСС. Но если вы думаете, что российские геокешеры (есть уже такой спорт – геокешинг, ориентирование на местности с помощью GPS-навигаторов) ходят и ездят вслепую, то заблуждаетесь. Из интернета можно скачать электронные карты, оцифрованные за рубежом.

По мнению экспертов, в 2008 году будет продано 240 млн. мобильных телефонов со встроенным GPS-модулем, доход от этих продаж составит 50 млрд. долл. В уходящем 2007 году, по неполным данным, в мире продано примерно 180 млн. различных мобильных устройств с встроенным GPS-навигатором.

На этом фоне вполне логичны создание европейской системы космической навигации Galileo и разработка китайской Compass из 30 спутников. При такой конкуренции США озаботились дальнейшим ускоренным развитием GPS. Планируется мощное обновление системы. Главная задача – увеличить примерно в 500 раз мощность спутникового сигнала для преодоления различных помех. Начата разработка спутников нового поколения GPS III. Сейчас запускаются аппараты серии GPS IIR-M. Пятый из общей серии в восемь аппаратов был запущен совсем недавно – 20 декабря.

Дорогих охотничьих собак в лес без GPS-ошейника уже не водят, чтобы не потерять. Хозяину достаточно нажать кнопку, и на мобильном устройстве он увидит карту местности и свою собачку. Но эту возможность обеспечивает ему не столько NASA, сколько производители электронных гаджетов. Роскосмос и вице-премьер Иванов при всем желании не наладят бизнес в сфере средств спутниковой навигации. Нужна государственная политика, а не показуха.

Сравнительные характеристики навигационных систем GPS и ГЛОНАСС
Система GPS ГЛОНАСС
Число спутников на 25.12.2007, шт. 30 18 (13 действуют)
Географическое покрытие Вся планета 47,3% территории РФ
Средний срок службы спутников, лет 7,5 -10 не более 5
Базовая точность определения координат, м 30-70 30-70
Точность определения координат с наземной коррекцией, м менее 1 Менее 10
Средняя стоимость гражданских навигаторов, долл. США 200 500-800 (2008 год)
Ожидаемый объем рынка оборудования в 2008 году, млрд. долл. США 15


Виктор Мясников

Copyright © 2007
Филиал "БТД-Логистик"
г.Уфа