ЛОГИСТИК
спутниковая навигационная система
О компании
Подробно о СНС Логистик
Услуги
Тарифы
Возможности и применение
Мониторинг автотранспорта
Охрана автомобилей
Элементы системы
Принципы построения
Посмотреть на других сайтах

Новости компании

28.04.2008
ГЛОНАСС на 250 автобусах компании «Питеравто»
На 250 автобусах компании «Питеравто» установлены терминалы российской системы спутникового слежения ГЛОНАСС, передает корреспондент ИА «Росбалт-Петербург»

25.04.2008
Российские рыболовные суда готовы перейти с GPS на ГЛОНАСС
Российские рыболовные суда готовы перейти с американской GPS на российскую систему спутниковой навигации ГЛОНАСС, «как только это позволят возможности отечественной космической отрасли».

19.04.2008
Все Сочинские автобусы будут с ГЛОНАСС
Весь автобусный парк Сочи будет оснащен навигационным оборудованием на базе спутниковой системы ГЛОНАСС, сообщает пресс-служба Оргкомитета «Сочи-2014». Российский НИИ космического приборостроения, реализующий этот проект, планирует завершить работы до 2014 года, когда состоятся первые в истории России Олимпийские и Паралимпийские зимние игры.

07.04.2008
Спутников ГЛОНАСС будет 30 !
Роскосмос представит на рассмотрение правительства скорректированную программу развития спутниковой системы навигации ГЛОНАСС в конце апреля — начале мая. Основные параметры коррекции заключаются в увеличении группировки спутников ГЛОНАСС до 30 единиц

11.032008
Лабрадор Кони получит ошейник ГЛОНАСС летом
Первый вице-премьер Сергей Иванов признал, что сейчас есть отставания в выполнении программы ГЛОНАСС по наземной аппаратуре. Однако он обещает, что планы будут выполнены,

Архив новостей

 




Архив новостей

23.012008 Система ГЛОНАСС не оправдывает надежд

А у нас — ГЛОНАСС?

спутник системы ГЛОНАСС

Система ГЛОНАСС не оправдала возложенных на нее надежд. По крайней мере, такой вывод напрашивается после сегодняшнего заседания коллегии Федерального космического агентства (Роскосмос). Первый вице-премьер Сергей Иванов, принимавший участие в коллегии, обрушился с гневной критикой на руководство Роскосмоса, посулив им персональную ответственность за невыполнение задач по ГЛОНАСС.

Иванов без обиняков заявил, что в деятельности агентства имеется ряд серьезных проблем. В частности, по его словам, многие задачи по обеспечению развертывания национальной глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и организации ее применения решаются крайне сложно.

«Причем это касается как координации всей деятельности в рамках программы, за которую отвечает Роскосмос, так и конкретных участков работы», — сказал Иванов. Он отметил, что в недостаточной мере происходит наращивание мощностей предприятий-изготовителей космических аппаратов ГЛОНАСС. Кроме того, не достигнут необходимый уровень надежности элементов бортовой аппаратуры космических аппаратов, точностные характеристики спутников еще не соответствуют современным требованиям.

Помимо этого, Иванов заметил, что на российском рынке так и не появилась в свободной продаже конкурентноспособная российская навигационная аппаратура и не создана необходимая инфраструктура для массового коммерческого использования услуг ГЛОНАСС.

Проще говоря, активно рекламируемая Кремлем система, «наш ответ американской GPS», не смогла к означенному сроку заработать на полную мощность. И по-прежнему только США предоставляют возможность бесплатного доступа к навигационным услугам, получаемым со спутников. Такой порядок дел не устраивает власть, поскольку возрождающейся и активно развивающейся России принципиально важно было иметь свою спутниковую систему.

Утереть нос американцам и должна была та самая ГЛОНАСС. Планировалось, что до конца 2007 года Россия выполнит задачу по запуску этой спутниковой навигационной системы. Еще в апреле минувшего года курирующий этот вопрос первый вице-премьер Сергей Иванов пообещал президенту, что к концу года орбитальная группировка будет насчитывать 18 космических аппаратов и обеспечит услугами всю территорию России.

В итоге вышло, что запустить удалось только 13 спутников, а о повсеместном покрытии и говорить не приходится. Согласно данным Центра Управления Системы ГЛОНАСС Минобороны России (ЦУС), из 24-х спутников, которые необходимы для полного «покрытия» поверхности планеты, на сегодня работают лишь 13, еще три находятся на этапах ввода или вывода из эксплуатации.

В Роскосмосе, в свою очередь, уверяют, что уже к 10 февраля 2008 года будут введены в строй спутники ГЛОНАСС номер 21, 22 и 23, выведенные на орбиту в конце 2007 года. Таким образом, по их данным, покрытие территории России беспрерывным высокоточным навигационным сигналом составит около 90% и около 80% — на территориях зарубежных государств.

Между тем, по словам источника «Росбалта» в ЦНИИмаш Роскосмоса, даже заявленные 18 спутников не смогут покрыть всю территорию России.

«Дело в том, что Россия – не равнина, и на многих территориях надгоризонтный спутник не виден, то есть определить будет ничего нельзя. При 18-ти спутниках ГЛОНАСС будет доступна только самолетам и кораблям в открытом море, а для большинства других пользователей недоступна по 2 часа и более в сутки», — пояснил источник.

И действительно, не зря же США держат на орбите в данный момент 29 спутников навигационной системы GPS, да к тому же собираются в будущем довести их количество до 48-ми.

Между тем спутниковая система определения координат применяется сегодня буквально всюду. Западные специалисты признают, что без нее уже становится невозможным дальнейшее развитие экономики. GPS используется сегодня на всех видах транспорта, при сопровождении грузов, в картографии и строительстве, в мобильной связи и энергетике, для мониторинга лавинной опасности и для охранно-поисковых служб, в городском ЖКХ и для отслеживания миграции диких животных.

По данным Министерства торговли США, GPS-приемники используются для решения прикладных задач в авиации – 5%, на морском транспорте – 2%, в вооруженных силах – 2%, остальные 90% – позиционирование и управление наземным транспортом, личный автотранспорт, производственное применение, геодезия, широкое применение в быту — вплоть до контроля передвижения детей и домашних животных.

Российская ГЛОНАСС уже обещана милиционерам и дальнобойщикам. А на одной из встреч с президентом Сергей Иванов полушутя пообещал, что в будущем с помощью ГЛОНАСС Владимир Путин сможет отслеживать перемещения своего лабрадора Кони. Оснастить милицейские автомобили спутниковой системой слежения – уже идея МВД. О дальнобойщиках, чтобы они не затерялись на бесконечных просторах России, позаботился Минтранс.

Но главная цель системы – это доступность. По мнению российских разработчиков, ГЛОНАСС должна быть доступна не только для властных структур, но и для простых граждан. Ведь только в этом случае система будет экономически выгодна и окупаема.

А вот с этим может возникнуть проблема. Дело в том, что конкурировать с американцами будет очень непросто. И если российские министерства и ведомства заставить поддержать отечественного производителя не составит труда, то с коммерсантами и обычными гражданами этот номер не пройдет.

Непрезентабельный антиэргономичный и по достаточно высокой цене российский двухдиапазонный (GPS/ГЛОНАСС) приемник М-103 вряд ли сможет составить конкуренцию американским устройствам. Вот как описала российский приемник «Нью-Йорк таймс», – это «сравнительно громоздкая коробка, похожая на портативную рацию времен корейской войны. Весит она около фунта, причем дисплей надо покупать отдельно, да еще и стоит немалых денег».

В настоящий момент наш приемник стоит 500-600 долларов, что сопоставимо с ценой зарубежного GPS-навигатора. Только наш размером и весом – с кирпич...

Другой грядущей проблемой российской ГЛОНАСС станет ее обслуживание. «Наши космические аппараты постоянно выводятся на техобслуживании и имеют срок службы в 3–4 раза меньше, чем американские. Сейчас самый долговременный космический аппарат ГЛОНАСС работает 56 с половиной месяцев. Те, что отработали на орбитах свыше 60-ти месяцев, уже идут на списание. Выводятся временно на техобслуживание и большинство спутников, отработавших свыше 40 месяцев. То есть четверть орбитальной группировки ежегодно требует замены. Это означает, что необходимо постоянно иметь 2–3 резервных космических аппарата», — рассказал источник в Роскосмосе.

«При этом срок службы американских сателлитов – свыше 170 месяцев. Ввод в эксплуатацию – месяц-полтора. На техобслуживание они вовсе не уходят. Система надежна, проверена, а потому не боится конкуренции», — отметили в ЦНИИмаш.

Правда, в этом отношении положительные изменения все-таки есть. В российскую систему входят спутники двух типов — ГЛОНАСС и ГЛОНАСС-М. И последние являются усовершенствованной моделью первых: в частности, срок службы у «Глонасс-М» увеличен до семи лет и они в 2,5 раза точнее определяют местоположение заданного объекта.

Еще одна российская беда – долгий ввод в эксплуатацию. Были случаи, когда наши аппараты только через 8 месяцев после старта начинали работать в группировке.

Более того, по словам специалистов, американцы в любой момент могут закрыть доступ нам к данным со своей спутниковой системы. Если вдруг какое-то политическое действие России, допустим, пресловутый «газовый шантаж», сильно не понравится США, территория нашей страны может быть закрыта для определения спутниковых координат. И возразить мы не сможем. Кстати, во время войны в Ираке американцы прибегли к данному способу. Поэтому полноценное введение ГЛОНАСС – это уже вопрос национальной безопасности.

Утешает одно – понимание чиновниками всех вышеперечисленных проблем.

«Очевидные упущения при проектировании глобальной навигационной системы привели к тому, что сегодня мы вынуждены будем вносить в программу изменения в целях безусловного доведения характеристик системы ГЛОНАСС до конкурентоспособного уровня — а это уровень GPS», — заявил на коллегии Роскосмоса Сергей Иванов. «Обращаю внимание руководства Роскосмоса на недопустимость невыполнения поставленных задач. ГЛОНАСС относится и к числу главных приоритетов развития технологий и решения социальных задач страны», — подчеркнул первый вице-премьер.

На территории России, в соответствии с поручением Владимира Путина, ГЛОНАСС должна была начать действовать уже с января 2008 года. Эти сроки срываются. Будем надеяться, что к следующей дате – 2009-му году — система все же будет развернута целиком. А руководство Роскосмоса останется на своих местах.

Иван Петров

Copyright © 2007
Филиал "БТД-Логистик"
г.Уфа